Это утверждение не является моим, но я признаю его как истинное. Это высказывание принадлежит великому Паскалю, которому открылись и законы физики, и законы развития человеческого общества, как следствие его неугомонного ума, совести и насыщенности бытия. Дословно его афоризм звучит так:
« Опыт заставляет нас видеть огромную разницу между набожностью и добротою».
Это высказывание не является следствием скоропалительной эмоции, это результат его длительных наблюдений, анализа и попыток внести вклад в усовершенствование общества.
И действительно, истинная близость к Богу не доказывается бесконечным повторением заклинаний: «Спаси и сохрани! » и накладыванием на себя креста, а подтверждается бескорыстными порывами доброты, выраженные в действенном сочувствии, поддержке, а то и в спасении ближнего.
Причем такие порывы не являются корыстным вкладом в завоевание будущего блаженства в раю, а объясняются редкой способностью к жертвенности и душевному подвигу.
Помните, как в детской книжке Н. Носова, Незнайка получает волшебную палочку только тогда, когда совершает добрые поступки по порыву души, а не в целях накопления благодарностей и для получении волшебного могущества.
Потребительское отношение к жизни и к своим близким у многих отражается и на отношение к Богу. Я сама не могу обращаться к Богу с такими требовательными словами, как «Спаси и сохрани!» Думаю при этом: » С чего это я решила, что я заслужила спасения, достаточно ли я сделала чего-то стоящего?» Обращаюсь только со словами «помоги», «подскажи», т.е. считаю, что надеяться нужно только на собственные активные действия для преодоления жизненных трудностей, а уж если эти действия могут помочь победе Царства божьего, то обязательно будут вознаграждены.
Тот же Паскаль выводит еще одну формулу бытия: «Бог, который нас создал без нас, не может нас спасти без нас».
Сомнения ведут к мудрости, а безапелляционные высказывания и самонадеянность рано или поздно приведут к ошибке. Тот же Паскаль бесконечно в своих мыслях пытается то доказать возможности беспредельного развития человека, его способностей, то рассуждает о его «ничтожестве».
Т.к. формирование моего мировоззрения происходило в советское атеистическое время, мысли о Боге в то время у меня появились, глядя на мою бабушку, которая перед сном простоволосая в белой рубахе стояла на коленях перед иконой и молилась.
Гораздо позднее я начала разбираться в информации о существовании Бога-отца и Бога-сына и пытаться понять, к кому же я обращалась в том советском прошлом, когда мысленно просила Бога о помощи – к Богу-отцу или к Богу-сыну? И некоторая путаница в моем миропонимании заставила меня изучать и другие религии.
О том, как молитва вошла в сердце великого писателя Л.Н. Толстого и как повлияла на его мысли, а затем и поступки, я рассказала с своей другой статье Сила детских впечатлений. Это очень поучительная история.
В прочих религиях я нашла много общего с христианством, но и многое своеобразное и тоже мудрое. Так в индуистской религии меня заставило крепко задуматься информация о четырех ступенях развития человека в жизни, когда он должен пройти путь от ученика до домохозяина, затем духовного искателя, а затем аскета.
Т.е., в процессе формирования личности от робкого дерзновения в познании происходящего вокруг, человек переходит к несению ответственности за ближних. Затем духовные искания должны начать перевешивать в жизнедеятельности личности, и они должны привести человека к той точке миропонимания, когда справедливость, милосердие и помощь ближним сделают человека аскетом, когда он понимает, что в конце жизни вспомнится не количество съеденного и выпитого, а ступени личностного роста и возможность оставить добрую память о себе.
Индусам в зависимости от темперамента предлагается несколько путей в духовном росте: задумчивым предлагается путь понимания (Джана Йога), эмоциональным – путь молитвы (Бхатхи Йога), активным – путь действия (Карма Йога), склонным к экспериментам – путь интеграции (Раджа Йога) и через физическое развитие с духовным уклоном (Хатха Йога).
К сожалению, общая атмосфера православной веры направлена на лицезрение страдающего Христа, распятого на кресте, нежели на восхищение его волевым усилием, когда он, презрев своих недругов, вознесся и воскрес.
Выражение лиц, стоящих в церкви на службе, всегда одинаково ожидающее, будь то малое дитя или человек зрелого возраста — Бог – я верю в тебя, а ты спаси меня!
А спасен будет лишь тот, кто спасает. Теплый берег взаимопонимания в обществе далеко не построен. И такое умиротворенное выражение лица может быть у малого, а у взрослой паствы, наверное, должно быть состояние поиска подтверждения правильности своих действий, передачи Богу своих достижений, наконец, долгожданной передышки и прилива сил от встречи с Высоким и Прекрасным.
Человека делают нравственным его поступки во имя любви, сострадания, соучастия, милосердия, утешения, жертвенности, готовности помогать другим, а не просто законопослушность и богобоязненность. Добродетель должна быть действенной.
Рассуждения Паскаля уникальны и бесценны еще с том плане, что, являясь ученым и естествоиспытателем, он испытывал огромную потребность в вере, идущей от сердца, повидавшего болезни и страдания. Это равенство в оценке важности познания мира в физическом и духовном плане дает возможность Паскалю выражать некоторые противоречия и парадоксы, которые заставляют нас анализировать и находить свои жизненные примеры.
Другой философ – китайский мудрец Конфуций тоже не торопит к легкому восприятию Бога. На вопрос простых граждан: «Как нам относится к Богам и демонам?» Конфуций дал удивительный ответ: «Никак не относиться, люди еще не научились относиться друг к другу.» И хотя Конфуций жил в V веке до н.э. его консультация звучит очень злободневно.
Итак, набожность не является признаком доброты, а истинная доброта действует не во имя Бога, а является признаком сверхчувствительности и отзывчивости души человека, но именно добрый человек будет ближе к Богу, нежели равнодушный, но набожный.
Уровень ступени социальной лестницы и духовной на которых находится конкретный человек порой противоположны. И стоящий на низком уровне в социальном статусе человек может в духовной иерархи находиться очень высоко, и наоборот.
А значит, о гармонии в развитии человеческого общества говорить пока и не приходится. При такой дисгармонии социальная адаптация человека в обществе может вступить в противоречие с его попытками духовной адаптации в жизни.
Мировоззрение человека формируется в процессе формирования его духовного мира — мира мыслей и чувств. И найти золотую середину между духовностью и расчетом он не всегда может.
Когда я пишу эти строки, я не претендую на истину, а только чувствую противоречие в процессах понимания Бога и доказательствах любви к нему. Считаю, что сейчас люди достаточно фамильярно обращаются с этим Великим и Непознанным обстоятельством и недостаточно следуют примерам творчества и преодоления наших Учителей.
Познакомьтесь с подборкой интересных статей на тему Развитие общества, а также Развитие личности для углубления в интересующем вас вопросе.
Если вы хотите продолжить изучение жизней известных людей, чтобы сверить свое отношение к жизни и найти поучительные истории, то познакомьтесь с постом Жизнь известных людей.
А что вы думаете на эту тему? На Главную*
Какие утверждения вам кажутся спорными?
Если статья показалась вам полезной, то порекомендуйте ее своим друзьям!
I simply want to say I’m newbie to blogging and definitely liked you’re blog. More than likely I’m going to bookmark your blog . You definitely have incredible writings. Appreciate it for revealing your website page.
[Marked as spam by Antispam Bee | Spam reason: CSS Hack]
I had been honored to obtain a call from my friend as he found the important suggestions shared in your site. Examining your blog publication is a real great experience. Thank you for thinking about readers like me, and I wish you the best of achievements like a professional in this surface area.