Человек и мир — адаптация в социуме.

мать и дитяРождение нового человека – очень трогательный и волнующий процесс. Но как новый индивидуум приспособиться к жизнедеятельности, традициям и ценностям человеческого общества в этот момент не думают и родители, не понимает, конечно, и сам новорожденный.
В раннем детстве – период от года до трех, происходит личностная социализация (адаптация в обществе) маленького индивидуума, а также становление его сознания и самосознания. Ребенок узнает себя в зеркале, откликается, когда его называют по имени, признает близких людей. Малыш начинает осознавать себя, как члена определенного круга людей, где его желания и потребности признаются и могут быть удовлетворены.
Проблемы в самооценке и развитии ребенка могут начаться с самого раннего возраста, если в воспитании его родители допускают чрезмерное потакание, или наоборот, воспитывают малыша окриками и тычками.

Первая проверка самооценки ребенка происходит, когда малыш начинает ходить в садик. Происходит первый в его жизни кризис – это длительный разрыв с мамой. Если ребенок идет в садик не в этом               плачвозрасте, а позже, соответственно и кризис у него наступит позже. В этом возрасте стресс может быть очень сильным, и его даже не снять попытками привлечь  ребенка к общению со своими сверстниками. Кроха просто не понимает, почему всем вокруг весело, в то время как он остался без мамы. Он плачет и не хочет идти на контакт с остальными детьми и взрослыми. Кроха впервые мыслит не как «Я + мама», а только как «Я», из-за этого его самооценка резко занижается от ощущения своей неуверенности и беззащитности.
Первый период привыкания ребенка к нахождению в социуме очень ответственный. От подготовленности психики ребенка к этому моменту многое зависит в будущем. Или он будет в дальнейшем легко находить свое место в новом коллективе, или период привыкания и адаптации будет проходить у человека в нерешительности, зажатости, неуверенности в своих силах. Где уж там до проявления лидерских качеств и завоевания признания своих способностей!
Однако самооценка в раннем возрасте основывается в основном на чувстве безопасности, поэтому, как только ребенок возвращается домой, и родители начинают его хвалить, его самооценка тут же возрастает. Пребывание в домашних условиях должно полностью компенсировать напряжение психики ребенка в первые дни пребывания в садике.

Почему ребенок напризничает?

Дошкольное детство – период от трех до шести лет, характеризуется расширением уровней адаптации ребенка, а также выходом его общения на, так сказать, взрослый уровень. Малыш уже начинает позиционировать себя только как «Я сам», что автоматически приводит к полному формированию его самооценки на данный период, которая уже имеет звенья собственных навыков, и не так сильно зависит от того, что мама находится рядом. Также в этом возрасте заканчивается процесс полного овладения речью. Ребенок посещает магазины, больницы, торговые центры, где общается не только со своими сверстниками, а еще и с взрослыми людьми на достаточно взрослые темы. Растет уровень словарного запаса и его общение выходит на новый уровень. Подражая взрослым, ребенок, здороваясь в садике с детьми, может спросить: «Привет, как твои дела? Что нового?».
В этот период детство ребенка, в какой-то мере, подходит к концу, так как он полностью осознал, что он – индивидуальная личность. Полностью от родителей зависит, какие нормы поведения будут привиты малышу для проявления своей личности, т.к. в его жизни активность детейуже могут случиться конфликтные ситуации. Ребенок должен уметь прощать, пожалеть, поделиться, быть интересным для сверстников, уметь защитить себя уверенными интонациями голоса. Как без внимания родителей он этому научиться? От родителей  зависит завышенная самооценка сформируется у малыша от чрезмерного потакания или заниженная самооценка от неумения защитить или проявить себя в коллективе. Родители, отдав ребенка в садик, должны постоянно следить за психологическим равновесием в поведении малыша и не полагаться на профессионализм персонала садика. Равнодушием часто страдают и работники социальных профессий.

В младшем школьном возрасте – период от семи до одиннадцати лет, на формирование самооценки в большей степени влияет учитель и те баллы, которые он ему ставит. На социальный статус ученика в школе влияет успеваемость. Следовательно, чтобы самооценка не была то завышенной, то заниженной, у ребенка необходимо развивать чувство компетентности.
Общение ребенка со сверстниками в этот период полностью направлено на приобретение «статуса» и «признания». Именно успехи в общении в коллективе в стенах школы выходят у ребенка на первый  план. Он пытается найти свое место в коллективе, и делает он это именно с помощью навыков общения, а затем и поступков. Проблемы адаптации маленького человека в социуме могут углубиться, если они не замечены в дошкольном возрасте.

старшекласникиПодростковый возраст – от одиннадцати до пятнадцати лет, характеризуется формированием «идеала личности». Подросток осознает свои личностные особенности. Как правило, в этом возрасте самооценка занижена, так как ребенок сравнивает себе со своими кумирами и звездами. Обожание своих родителей может превратиться в полное неуважение, т.к. подросток уже имеет возможность сравнивать свой быт, свои домашние традиции с бытом и традициями своих ровесников. Мнение родителей, часто заслуженно, часто непродуманно, сводится к нулю. Важно только то, что говорят сверстники. Общение ребенка полностью зависит от мнения его друзей. В этот период переходного возраста общение со своими сверстниками занимает первое и главное место. Если до этого периода с подростком не беседовали «за жизнь» родители, то теперь они уже не смогут преодолеть влияние улицы и выбора способа времяпрепровождения своего ребенка. И здесь может помочь только терпимость родителей к проявлению невзвешенных эмоциональных всплесков у подростка, его поспешных выводов и непродуманных действий. Необходимо объяснить подростку, где границы свободы, ведь  действия должны быть осознанными.

Адаптация в социуме будет проходить более мягко, если родители помогут принять подросту красоту и острые углы окружающего мира.

Формирование личности продолжается, меняется и самооценка. Будет ли завышенная или заниженная самооценка мешать ребенку в жизни в социуме, в которую он уже входит как самостоятельная единица, или он получит заблаговременно пояснения о своих сильных и слабых сторонах в области характера и способностей, зависит от родителей.

Проблемы настроения и самооценки одного человека могут стать проблемами всего общества. Поэтому лучше установить доброжелательные отношения с подрастающим поколением, мягко подсказать им о возможности ошибки. «Чужих детей не бывает». Это выражение могло бы стать ключом к раскрытию проблем агрессии, зависти, а также неполноценного развития отдельной личности, что в свою очередь определяет и состояние общества в целом.

Адаптация в социуме является ключевым условием наибольшей самореализации человека в жизни, наиболее полного удовлетворения своих потребностей и развития своих способностей.

Решая задачи на микроуровне, постепенно продвигается решение задач на макроуровне. В обществе все взаимосвязано друг с другом.

Насколько общество будет доброжелательно к трудному периоду адаптации подрастающего поколения в социуме, настолько гармонично будет происходить развитие самого общества.

Читала, что связь между любыми двумя жителями планеты можно осуществить максимум за 12 цепочек приятельских связей, а то и меньше. Вот так и творит человек мир, а мир творит отдельного человека.

Познакомьтесь с подборкой интересных статей на тему Развитие общества, а также Развитие личности для углубления в интересующем вас вопросе.

А что вы думаете на эту тему?                                            На Главную*
Какие утверждения показались вам спорными?

Если статья показалась вам полезной, то порекомендуйте ее своим друзьям!

Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

Есть 3 коммент. к “Человек и мир — адаптация в социуме.”

  1. Олег:

    Здравствуйте! Я тоже из муравейника «Start Up». Как и всех, меня интересует раскрутка сайта.

  2. [MARKED AS SPAM BY ANTISPAM BEE | CSS Hack]
    Автору респект, спасибо за статью!

  3. [MARKED AS SPAM BY ANTISPAM BEE | CSS Hack]
    Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: русскоязычные WordPress темы