Почему ребенок капризничает?

С момента рождения у ребенка начинает процесс адаптации в социуме, и при отсутствии помощи родителей у ребенка начинаются отклонения в поведении.

Жажда познания маленького ребенка порой жестоко прерывается его собственными родителями, которые ограничивают уровень возможного развития, полностью зависящего от них малыша, бесконечными окриками и запретами, не удосуживаясь объяснить ошибки в его поведении и причины своих запретов. Что остается ребенку?  Добиваться своего через плач и капризы.

Родительские  запреты должны быть понятны ребенку.  Объяснение причин запрета иногда требуется неоднократно повторить, маленькому ребенку в силу того, что он еще не может отличить главное от не главного, полностью не осознает опасности, словарный запас его небольшой. Более старшему ребенку нужно приводить несколько аргументов в пользу вашего мнения, если с первого объяснения не возникло взаимопонимания. Ну а  по непринципиальным вопросам лучше не дергать ребенка бесконечными «нельзя».

Смысл слова «нельзя» — полный запрет действия. Но  »Нельзя сегодня» объясняется одними словами, «нельзя тебе» — другими, «нельзя делать»- третьими. Поймите, как трудно ребенку понять вас, если он не подготовлен к новой ситуации.

В маршрутке мамочка с малышом оживленно разговаривает с подругой.  Ребенок находится в том возрасте, что еще не понимает, куда и зачем он едет. Малыш постоянно порывается встать и подержаться за изогнутые перила у входной двери. Молодая мама каждые пять минут все строже и строже говорит ему: «Нельзя!» и снова сажает ребенка на колени. Сцена доходит до слез малыша и злого недовольства мамы в том, что ей не удается поговорить с подругой. Я вмешалась. Говорю мамаше: «Объясните, пожалуйста, малышу, почему нельзя». Говорю малышу: «Бух! Упадешь и будешь плакать! Слушайся маму.»

Кажется, его мама поняла свою ошибку, да и как не понять,  малыш  успокоился, лишь получив информацию, почему нельзя и дальше сидел спокойно. Ведь то, что взрослым кажется очевидным, совершенно не значит, что это очевидно для маленького ребенка.

Другой случай. В магазине у кассы маленький ребенок требует в руки пакет со сладостями, чтобы нести его самому. Мама 100 раз сказала ему: «Нельзя!», вырывая пакет из его рук и не объясняя причин своего запрета. Малыш от отчаяния несколько раз стукнул мать по руке. В ответ она говорит: «Ну, смотри, придем домой, я тебе покажу!» Я опять вмешалась. Говорю мальчику: «Посмотри-ка, ты в варежках. На улице же зима. Мама боится, что ты нечаянно уронишь конфеты в сугроб, и вы не сможете их найти».  Этого было достаточно, чтобы малыш спокойно пошел дальше. Конечно, мама устала после работы, у нее в голове роится очередь ежедневных  хозяйственных дел. Ее можно понять, но нужно понять и малыша. Ребенка нужно воспринимать, как личность, развитие которой полностью зависит от вас, и за которого вы взяли ответственность, родив его на белый свет.

А ведь в глазах малыша, это не он капризничает со своими естественными желаниями, это его мама капризничает, не позволяя ему познавать этот мир и принимать участие в воздействии на него.

Однажды в магазине строительных товаров наблюдала сцену огромного любопытства мальчика детсадовского возраста к открывшемуся ему изобилию различных новых предметов. Он без конца спрашивал мать, пока она стояла  в очереди в кассу: «А это для чего?» Молодая женщина не нашла других слов, как отвечать: «Не шуми!» Глушился талант будущего архитектора, дизайнера или просто мастера – золотые руки. Вместо того, чтобы развивать творческое начало в своем ребенке. Я ответила мальчику: «Это материалы, чтобы делать красивые дома и квартиры. Ты пока смотри, запоминай, а потом нарисуй, что бы ты построил из этих материалов». И ребенок успокоился.

Ну, понятно, что мать занята подсчетом расходов, может уже планирует этапы ремонта, но уделить мгновение своего внимания интересам своего ребенка (что может быть важней!) она не удосуживается.

Нормы поведения ребенком, конечно, должны усваиваться и через запреты, в том числе и принципиальные. Это очень важно, чтобы ребенок научился устанавливать границы свободы в поведении. Но причина запрета — почему нельзя, ребенку должна быть понятна. И возможные последствия (будет больно, мама заплачет, бабушка ждет, папа устал и т.д.) от его неправильного поведения ребенку должны быть объяснены его языком, на его уровне понимания жизни. Все это совсем не трудно и не займет много времени, но это очень важно.

У ребенка идет важный период развития, и насколько сознание малыша откроется для  восприятия огромного объема информации в дальнейшем, зависит от степени его удовлетворенности в познании мира в раннем детстве. Постарайтесь осознать насколько сильна сила детских впечатлений. Это поможет впоследствии предотвратить конфликт поколений в семье, а ребенку стать личностью.

Чутко отнеситесь к интересам своего ребенка, расширяйте его кругозор, анализируйте и не оставляйте без внимания его вопросы. Этим вы поднимите собственную репутацию в отношениях c ним.

А что вы думаете на эту тему?                                         На Главную*

Какие утверждения показались сам спорными?

Если статья показалась вам полезной, то порекомендуйте ее своим друзьям!

Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

Есть 1 комментарий. к “Почему ребенок капризничает?”

  1. Елена:

    Очень хорошая и полезная статья для молодых мамочек, объясняющая причины и правила поведения в ситуациях с детскими капризами. Многие наши проблемы от нашей же неосведомленности, либо от нашего нежелания быть осведомленными. Не плохо было бы будущим мамам изучить азы детской психологии.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: русскоязычные WordPress темы