Самое главное качество лидера — это организаторские способности, умение управлять людьми, вести их в заданном направлении. Этим лидер зарабатывает свой авторитет и послушание.
Если человек четко разрабатывает план действий и умеет находить индивидуальный подход к своим подчиненным, то люди формально и неформально к нему тянутся, ему верят, за ним идут.
Можно быть высоко стоящим по должности руководителем, но при этом отнюдь не лидером. Чтобы завоевать уважение подчиненных, соединить лидерство и руководство, нужно относиться к своим обязанностям не формально, а ответственно и творчески.
Некоторые психологи считают, что лидером не обязательно родиться. Лидером можно стать. Так ли это? Сначала нужно разобраться с тем, кого называют лидером?
Считается, что лидер- это человек, способный заинтересовать, спланировать, организовать и контролировать деятельность групп людей. Существует несколько классификаций лидеров, разница в выборе основного критерия.
Если таковым является стиль управления, то лидеры бывают анархичными, демократичными, авторитарными.
Если по типу организации, то формальными (руководители) и неформальными (собственно лидеры).
Если по содержанию деятельности, то лидеров можно квалифицировать, одних как вдохновителей, других как подающих пример.
Но все эти классификации объединяет одно — необходимый джентльменский набор» качеств лидера.
Перечислим их.
Это:
1. Способность к реальному целеполаганию. Демократичный лидер может коллегиально вырабатывать постановку целей.
2. Способность заинтересовать поставленной задачей и вдохновить массы на ее выполнение, т.е. это убежденность и убедительность.
3. Интеллект и образование, соответствующее сфере деятельности;
4. Способность нести ответственность за процесс принятия решения и последствия его реализации;
5. Способность к самооценке и самокритике, т.е. умение реально оценить свои возможности и признавать свои ошибки;
6. Способность к организации и коммуникабельность;
7. Уверенность и уравновешенность, т.е. наличие силы духа и умение управлять своими эмоциями;
8. Способность к рефлексии, т.е. к самопознанию.
Такие качества могут исходить из наследственности и правильного воспитания. А если не всем так повезло? Тогда эти способности, эти качества личности можно сформировать. Как?
Можно записаться на всевозможные курсы- тренинги, пройдя которые Вы станете самым удачливым лидером за всю историю человечества все лишь за несколько недель. Так, по крайней мере, обещают их организаторы. Хотите, станете Чингиcханом, хотите — Сталиным, любой каприз за Ваши деньги!
Но от многих тренингов есть немалая польза, если преподаватель не «рубит бабки», а реализует свои знания по психологии и понимает разную степень подготовленности аудитории. Об этом я писала в статье Знания, умения, навыки через тренинги.
А можно пойти путем самовоспитания и самообразования. Кто знает самого себя лучше самого себя? Никто! Это значит — создай лидера в себе сам! Развивай свои способности. Как же это сделать? Всего лишь несколько советов.
1. Оцените себя в соответствии с «джентльменским набором». Узнали, чего не хватает? Проверьте, спрашивая других! Со стороны виднее, народная поговорка не будет лгать. Значит, есть над, чем работать.…
Как разработать программу личностного роста?
2. Цель ставьте реальную, не маниловщину.
3. Будьте коммуникабельны, т.е. поставьте себя на место людей, которыми хотите управлять, и общайтесь без высокомерия..
4. Никто не запрещает читать. Учитесь!
Как стать интересной для всех личностью?
Не все могут быть лидерами вездесущими и постоянными (т.е. вождями). Другое дело лидер ситуативный или локальный в определенной сфере человеческих отношений или в определенной ситуации, о чем, кстати, и говорит популярная в менеджменте ситуационная теория лидерства.
Ведь ситуация, когда человеку на время приходится стать лидером определенной группы людей в сложной жизненной ситуации, чтобы указать правильные действия в обстановке страха и паники или сгладить нарождающийся конфликт в межличностных отношениях, знакома многим. Человек, в обыденной обстановке не стремящийся к лидерству, порой берет на себя ответственность и руководит людьми в форс мажорных обстоятельствах.
Ну, а тем, кто укрепились на лидерских позициях, предстоит преодолеть искушение властью. Не все могут сохранить здоровое лидерство, многие скатываются под влиянием лести и подобострастия подчиненных во власть порока — авторитаризма, самонадеянности, чванства, самодурства.
А ведь история не раз указывала, как важна роль личности в истории. Направление развития общества не раз искажались в войнах и застоях, вместо того, чтобы двигаться к социальной справедливости и благополучию.
Здоровое лидерство — это поддержка инициатив, это справедливое поощрение лучших, это ненавязчивое продвижение идей, это своевременное разъяснение задач, это четкое распределение обязанностей, это понимание возможностей каждого подчиненного, это поддержание постоянного интереса к деятельности, это умение сохранить этичность поведения в любой обстановке.
Стремление к лидерству похвально, т.к. это возможность наиболее полной самореализации человека в жизни, но не любой ценой и при условии обладания всеми вышеперечисленными качествами лидера.
В семье взаимопонимание будет установлено при переменном лидерстве членов семьи, а именно ситуационном. В одних вопросах, ответственность берет на себя один член семьи, в других — другой. Это наиболее правильное распределение ролей в семье, чтобы там не процветал авторитаризм.
Познакомьтесь с подборкой интересных статей на тему Развитие общества, а также Развитие личности для углубления в интересующем вас вопросе.
А что вы думаете на эту тему? На Главную*
Какие утверждения показались вам спорными?
Если статья показалась вам полезной, то порекомендуйте ее своим друзьям.
Лидерами не рождаются ими становятся. Все качества лидера человек способен в себе развить. Главное знать чего ты хочешь и каким способом этого можно достичь (самому или в команде).